Меня всегда привлекала акустика Cabasse лёгкостью подачи и скоростью. Ещё в 1996 году, когда я первый раз услышал Кабассы в компании DL Lota, мне захотелось их купить. И через десять лет совершенно случайно я их, таки, купил. Это были небольшие полочники Cabasse Corvette 300. За прошедшее время я научился слышать достоинства и недостатки любой акустики и уже не испытывал такого благоговения перед этой маркой, впрочем, как и перед любой другой. Cabasse - непростая акустика. Недостатков у неё и правда немало. Порой, её излишне яркое и немного окрашенное звучание отталкивает потенциальных покупателей. Но есть у этого брэнда и очень сильный козырь – потрясающая микродинамика и живость подачи. Поэтому «Корветы» до сих пор со мной. Разумеется, они давно переделаны, в них заменён твитер и кроссовер, они звучат намного ровнее и практически без окраски, но драйв и микродинамика остались фирменными, «Кабассовскими». Кстати, Сергей Давидович Бать (наш опытнейший конструктор акустических систем) называл мидбасовый динамик 17М18, стоящий в «Корветах», выдающимся и одним из своих любимых. Модельный ряд Cabasse давно поменялся, однако, компания придерживается старых взглядов и продолжает строить акустику на быстрых и лёгких динамических головках. В течение некоторого времени фирма выпускала серию Altura в неглубоких овальных корпусах и как-то раз ко мне на апгрейд попали полочники из этой серии - Cabasse Altura Riva.
Просьба, с которой ко мне обратился хозяин акустики, не была неожиданной – исправить окрашенное звучание, в некоторых случаях приводящее к искажению тембров. Я с удовольствием согласился решить проблему.
Для начала надо было посмотреть, что происходит с АЧХ.
Как видно из графика, АЧХ довольно нелинейна. Пик на 2,8 кГц явно способствует появлению окраски, а небольшой провал и нелинейность в диапазоне от 500 до 1000 Гц искажают тембры голосов и инструментов.
Нужно выяснить откуда берутся «горы и долины» на суммарной АЧХ. Для этого требуется снять АЧХи динамиков без фильтров. Чтобы до них добраться, надо разобрать акустику, это несложно.
Деталек в кроссовере не много, катушки выполнены на разомкнутых Ш-сердечниках. Листы звукопоглотителя распределены по стенкам. Головки воплне смпатичные: НЧ динамик 17M18LB2, ВЧ – DOM50.
Измерения представили такую картину.
Ага, понятно, как я и думал, «горные пики» на суммарной АЧХ это проделки мидбаса 17M18LB2. В принципе, ничего страшного тут нет. Бороться с резонансами диффузора можно разными способами. Кстати, пара вялых горбов на краю диапазона не такая уж большая плата за скорость и широкую полосу.
Взглянем на схему кроссовера и её поведение.
Почему-то Cabasse очень любят применять автотрансформаторы в фильтрах ВЧ динамиков. Но это их дело. На мой взгляд, лучше бы они потратили время на выравнивание АЧХ. Похоже, такие мысли их посещали. Иначе бы откуда взялся режектор (L2/C2) на НЧ головке. Только чем режектор тут занимается это большая тайна. Точнее, какая тайна – чистая диверсия. На графике АЧХ по напряжению видно, что он в наглую сожрал 8 дБ полезной информации на частоте 520 Гц и ещё немного поел вокруг. И это учитывая, что у 17M18LB2 и так имеется дыра на АЧХ в диапазоне 600-700Гц. Вот если б режектор был настроен на 3 кГц, это другое дело. Собственно, я так и поступил: настроил его на нужную частоту. После этого АЧХ по напряжению, а за ней и по звуковому давлению, приобрели соответствующий вид.
В результате моделирования, немножко исправились АЧХ твитера и мидбаса, а кроссовер стал выглядеть так.
Новая АЧХ, по мнению симулятора, стала гораздо ровнее и приятнее на ощупь. Измерения оказались близки к моделированию. Небольшая разница между симуляцией и измерениями на ВЧ связана с неодинаковостью левой и правой пищалок (кирпич в огород Кабасс), но на слух это абсолютно незаметно.
Детальки кроссовера получились довольно объёмными и их стало побольше.
На старую плату фильтра всё это богатство уже не помещалось, а из-за хитрой формы корпуса колонок, засунуть в них новую плату было непросто. Пришлось разделить кроссовер на две части. Для этого я использовал родную плату и небольшой кусок ламината. Новый кроссовер уютно устроился внутри Altura Riva.
На следующих графиках можно сравнить старый (чёрный) и новый (синий) импедансы, а также посмотреть на отдачу порта фазоинвертора.
При желании, можно ознакомиться с PDF-файлами симуляции старого и нового варинтов кроссовера.
Прослушивание порадовало как меня, так и хозяина акустики. Живой и быстрый Кабассовский звук никуда не делся, но неприятной окраски больше не было. Возросло разрешение, звуковая картина стала более глубокой и точной, а тембры слегка повзрослели и загустели.
В целом, оно того стоило. Апгрейд акустики Кабасс откроет музыку для вас.
Любите Cabasse и они ответят вам тем же.