Датский производитель акустики DALI явно набирает обороты. Пожалуй, сейчас нет на рынке акустики лучше по соотношению цена/качество. Даже маленькие и дешёвые полочники вполне способны воспроизводить музыку. Я обратил внимание на эту марку лет пять назад, когда ко мне попали небольшие коробочки Dali Concept 1.
Cпецификация:
Тип акустики – двухполосная полочная
Тип оформления – фазоинвертор (два порта на передней панели)
Рекомендуемая мощность усилителя - 25-100
Частотный диапазон - 62.5-22500 Гц
Чувствительность - 87 дБ (2,83 В на 1 м)
Номинальное сопротивление - 8 Ом
Частота раздела кроссовера - 3000 Гц
Частота настройки фазоинвертора - 58.5 Гц
Высокочастотный динамик - 1" (25 мм) тканевый купольный
Низкочастотный динамик - 1 x 5" (130 мм) бумажный вогнутый диффузор армированный древесными волокнами
Габариты (ШхВхГ) - 170x310x190 мм
Маcса - 4 кг (1 шт.)
Разъемы - single wire
Отделка - виниловая пленка: вишня, светлый дуб, черный
Обычно, я не интересуюсь акустикой такого плана, поскольку знаю, что в дешёвых серийных изделиях хороших динамиков не применяют, а потому кардинально улучшить звук удаётся редко. Однако, послушав Концепты, я заметил в них неплохой потенциал. Конечно, звучание, в целом, не блистало красками, но мне очень понравились мидбасовые головки. В них чувствовалась порода: ровный тональный баланс на фоне высокого разрешения. Про пищалку ничего хорошего сказать было нельзя, ей однозначно требовалась замена. У меня в запасах нашлись несколько недорогих твитеров от SB Acoustics
и я решил сделать лёгкий апгрейд, а заодно проверить, на что годны пищалки от SB.
Для начала пришлось измерить общие характеристики акустики, затем каждого динамика и уже потом погонять кроссовер в симуляторе. С характеристиками вышло следующее:
Фазоинвертор настроен на 58 Гц, настройка оптимальна - плюс в копилку Dali. Нижняя граничная частота составляет примерно 47 Гц, что совсем неплохо для таких маленьких АС. С высокими частотами несколько хуже, но это ожидаемо. Приятным сюрпризом оказался стабильно спадающий и ровный спектр искажений басовика. Неслучайно этот динамик мне понравился. Пора разобрать акустику и посмотреть на внутренности.
Кроссовер довольно простой, детали дешёвые. Схема оригинального фильтра выглядит так:
В общем, всё грамотно, но мидбас достоин компании более качественного пищика и фильтра. Прежде, чем заниматься расчётом нового кроссовера, нужно как-то приладить твитер с круглым фланцем на место прямоугольного. Ладно, этим займусь чуть позже, а пока посмотрим, что же такое этот SB25STC-C000-4.
Характеристики, приведённые на сайте производителя, несколько лучше тех, что удалось намерить мне, кроме, пожалуй, резонанса. Особенно это касается чувствительности. По ощущениям она ниже, чем у Morel MDT30. Но, надеюсь, этого хватит.
На слух пищик тоже не очень понравился – была слышна какая-то гнусавая окраска. Постучав по задней пластиковой крышке, я услышал тот же призвук. Может попробовать улучшить динамик? Даже если и испорчу, он недорог и в запасе есть ещё три. Переделка заключалась в увеличении задней камеры, а также демпфировании её резонанса. Сначала я откусил бокорезами весь пластик, закрывающий магнит и отклеил фетровое кольцо. Вырезав кусочек из акустически прозрачной ткани (была в комплекте твитера), соорудил некое подобие ПАС и приклеил фетр обратно.
Теперь надо придумать, из чего сделать заднюю камеру нужного объёма. Наиболее подходящей по размеру оказалась часть пластиковой бутылки. Я надел её на магнит и с помощью строительного фена осадил по размеру.
Для демпфирования, а также для того, чтобы сквозь пластик не проникали паразитные звуковые колебания, внутреннюю часть бутылки оклеил герленом. С его же помощью закрепил на магните новую тыловую камеру, предварительно наполнив её распушённым синтепоном. Затем припаял провода и зафиксировал их нейлоновой стяжкой.
Конструкция получилась довольно смешной. Не могу сказать, что качество этого твитера после переделки резко улучшилось, но противный призвук исчез. Может я и зря затеял эту переделку, но мне было просто интересно. Допускаю, что призвук мог появляться на частотах, которые потом были бы отфильтрованы кросовером, а значит на результирующее звучание никак не повлияли.
Настало время задуматься, как установить круглый твитер на место прямоугольного и при этом не изуродовать внешний вид. Дело в том, что круглый фланец новой пищалки был по размеру меньше длины оригинального фланца. Я отпилил кусок старого фланца с таким расчётом, чтобы он остался на месте и служил продолжением нового, а затем сделал фрезером новое посадочное отверстие. После этого установил в корпус распорку и оклеил стенки герленом. Получилось примерно так:
Далее динамики были водружены на место, измерены, посчитаны и на основе измерений и прослушивания изготовлены новые кроссоверы, которые благополучно разместились внутри ящиков. Кстати, по измерениям пришлось немного удлинить трубы фазоинверторов.
Вот и весь апгрейд. В целом, результат можно назвать неплохим. Колоночки получились с характером. Труднее всего им даётся классика, но всё остальное очень зажигательно, детально и объёмно. Драйва - хоть отбавляй. Собственно, нейтральности тут добиться сложно, это особенность динамиков, но кайф от музыки присутствует однозначно.
АЧХ старого и нового варианта (синий – новый, зелёный – старый) и импедансы (синий – новый, чёрный – старый) выглядят так:
Схему нового фильтра и её симуляцию в LEAP можно посмотреть ТУТ (pdf).
Если у маленьких АС такие большие способности, то у более серьёзных наверно всё ещё лучше. Надо будет, при случае, раскурочить какие-нибудь более дорогие DALI .