У СД-плееров Sony есть масса достоинств как то внешний вид, монументальность конструкции, удобное управление и т.п.. Однако, звучание даже самых лучших образцов проигрывателей из серии ES нравится далеко не всем. Этому есть ряд объективных причин, которые кроются в особенностях схемотехники. Отличный конструктив и надёжное считывание делают проигрыватели Sony великолепными транспортами. Меня в принципе не интересуют встроенные в проигрыватели ЦАПы, поскольку реально хорошее D/A устройство требует к себе изрядного уважения и внутри СД-плеера может поместиться лишь с большим трудом, да и то не всегда. Поэтому на улучшении ЦАПов проигрывателей я останавливаться не буду, а вот об усовершенствовании цифровой части поговорить стоит. Основное внимание при апгрейде надо обратить на следующие вещи:
- качество питания (раздельное и стабилизированное для всех основных узлов)
- стабильность тактовой частоты (генератор с низким джиттером)
- выходной интерфейс (S/PDIF – AES/EBU с реклоком и высокой нагрузочной способностью)
Можно также поупражняться с различными демпфирующими материалами. Эти рекомендации справедливы для любых СД-проигрывателей.
В моём распоряжении оказался плеер Sony CDP-XA30 ES. Это один из верхних проигрывателей в линейке. С питанием у него всё более-менее нормально, поэтому я сосредоточился на реализации пунктов 2 и 3 нашей программы. Качественный генератор тактовой частоты с низким джиттером можно изготовить самому, но я не стал этим заниматься, а применил готовый на 16,9344 MHz (благо он недорог), купленный у одного из участников форума Vegalab Виталия Овсейцева (Vidalgo). Основная хитрость заключается в том, что в Sony тактовая частота 16,9344 MHz необходимая для работы сервопроцессора CXD2545Q, получается довольно сложным и не очень «красивым» способом из частоты 45,1584 MHz, на которой работает DAC (CXD2562Q) . Логично было бы тактировать сервопроцессор от отдельного генератора на 16 МГц, а ЦАПу оставить штатный на 45 МГц, но тогда у DAC-а будут проблемы с синхронизацией и придётся предпринимать специальные меры для устранения этой асинхронности. Но встроенный цап мне был не особо нужен, поэтому я решил задачу «в лоб»: поставил тумблер, переключающий тактовый вход сервопроцессора либо на прецизионный генератор клока, либо на родной соневский, а также установил RCA разъём для отдельного S/PDIF выхода. В этом случае сохранялась работоспособность плеера в штатном режиме и появлялась возможность получения качественного s/pdif сигнала.
Переделка не слишком сложна, её проведение под силу любому владеющему паяльником человеку. Переключатель генераторов собран на двух ключах микросхемы 74HC125, реклок на одном из d-триггеров 74AC74 (74HC74), а мощный выход SPDIF на драйвере линии ADM485. Схема ничего особенного из себя не представляет:
Всё смонтировано на макетной плате и размещено внутри проигрывателя. Сигнальные соединения выполнены проводниками из витой пары CAT5. На фотографиях в принципе, всё видно. Нужно лишь не забыть отцепить пятый проводничок (тактовый сигнал) в шлейфе, идущем от разъёма CN301 к разъёму CN101.
Такая простая переделка значительно повышает разрешение транспорта и улучшает передачу самых тонких нюансов музыки. С помощью переключателя и дополнительного цифрового выхода можно легко услышать разницу между двумя генераторами тактовой частоты. Кстати, если снимать сигнал с аналогового выхода проигрывателя в штатном режиме, звук будет обычным, а если перекинуть тумблер, появятся щелчки и провалы из-за асинхронности двух генераторов. Поэтому ощутить улучшение звука на аналоговом выходе XA30 не удастся.
Описанная переделка справедлива не только для Sony XA30 ES, но практически для любого проигрывателя или транспорта в ценовой категории до $3-5k. А поскольку кроме Sony никто не использует такую схему подачи клока, переключатель в них не понадобится. Нужно будет лишь выпаять штатный кварц и его обвязку из платы и подать на вход сервопроцессора сигнал с нового генератора. Улучшение звука можно будет услышать даже на штатном аналоговом выходе.