Товарищ попросил помочь купить ему хорошие полочники до 20 тысяч рублей. Задача, прямо скажем, не из простых. На мой вкус, всё «приличное» начинается минимум от ста. Я предложил ему поискать акустику на вторичном рынке, либо взять что-то недорогое и сразу проапгрейдить, но ориентироваться на сумму хотя бы тысяч тридцать. Он говорит, искать б/у не хочу, давай апгрейдить, цвет нужен такой-то, размеры такие-то, но постарайся уложиться в тридцатку. Пошерстив продавцов, не нашёл у них ничего, кроме полочников Дали Лектор 3 (20000р.), которые более-менее соответствовали условиям. В принципе, Dali делает неплохую бюджетную акустику, не исключено, что этот Lektor и апгрейдить не нужно. Принёс домой, включил, послушал. Нет, не катит, обычные средние колоночки за свои деньги. От апгрейда им, видимо, не уйти.
Внешний вид у «Лекторов» неплохой, сделано всё качественно и аккуратно. Только вот зачем-то слишком далеко разнесены пищалка и мидбас. Видимо, реверанс в сторону дизайна. А что со звуком? Светлый тональный баланс, очень мало баса и слегка раздутый мидбас, который почему-то не добавляет голосам насыщенности. Высокие частоты чуть окрашенные, на голосах слышна небольшая компрессия. Из плюсов можно отметить хорошую стерео картинку и определённо имеющийся запас по разрешению. В общем, не стошнит, но слушать скучно. Объяснил ситуацию товарищу, он говорит, раз взяли, давай делать.
Для начала, нужно бы всё разобрать и понять, придётся ли что-нибудь делать с корпусом. Затем понадобится отключить оригинальный фильтр и измерить характеристики динамиков в акустике.
Приступим. Винтов крепления динамиков не видно. Они спрятаны за декоративными накладками. Чтобы снять накладки, нужно потихоньку тянуть их на себя, чтобы крепёжные штыри вышли из посадочных мест. Делать это необходимо аккуратно: накладки слегка «приклеены» к поверхности каким-то антирезонансным «гуталином». Освобождённая от «понтов» акустика выглядит так:
Снятые динамики смотрятся по-взрослому. Неудивительно, DALI это серьёзная компания, которая сама разрабатывает и выпускает драйверы, а не покупает их у сторонних производителей.
Акустика и без динамиков выглядит солидно, чего не скажешь о фильтре, который кажется довольно «чахлым». Видимо, сказываются бюджетные ограничения.
Схема кроссовера проста и незатейлива:
Ненадолго вернёмся к конструктиву АС. Корпус изготовлен качественно, а с учётом имеющейся распорки его жёсткость вполне достаточна. Доработка требуется минимальная – оклейка стенок вибропоглотителем (в нашем случае Герленом).
Перейдём к измерениям. Для начала поглядим на АЧХ и импеданс акустики, затем проведём измерения динамиков, отключив их от кроссовера.
Судя по графикам, грубых ошибок нет. Да и с чего бы им взяться? Порой, забавно видеть как некие малообразованные «гуру» вещают на форумах, что B&W, DALI или Dynaudio не умеют делать акустику. Видимо, нужно полагать, что эти «деятели» всё знают, умеют и прямо сейчас всех научат. К сожалению или к радости, но это не так. Никто не будет содержать неграмотных специалистов, поэтому в большинстве случаев результат работы инженеров зависит лишь от постановки задачи. Вот и в нашем случае всё сделано абсолютно как надо, разумеется, в пределах концепции и бюджета.
Однако, у нас есть преимущество – мы не так жёстко ограничены по бюджету и времени. Поэтому, имея в распоряжении приличный корпус и динамики, можно сосредоточить внимание на качестве кроссовера и за счёт этого получить более интересный результат.
Посмотрим на драйверы в оформлении.
Ничего сверхъестественного, нормальные динамики.
На основе полученных графиков нарисовался новый кроссовер.
Он не очень сильно отличается от оригинального. По сути, я предложил мидбасу работать несколько дальше по частоте, а твитеру наоборот спуститься пониже, но при этом обрезал его покруче, чтобы расширить диапазон, но не перегружать средними частотами. Всё это позволило несколько выровнять и оживить среднечастотный отрезок. Попутно я постарался совместить акустические фазы на разделе для более точной передачи атаки.
Изначально в новом кроссовере была предусмотрена пара режекторов для выравнивания пиков на ВЧ и СЧ, но после прослушивания я решил от них отказаться. Влияние режекторов на звук было очень мало, а фильтр они усложняли заметно. Детали кроссовера особенностей не имеют – резисторы МОХ Jantzen 10W, конденсаторы белый Mundorf. Басовую катушку намотал самостоятельно на ¼ ПЛ-сердечника от трансформатора. Получилось примерно следующее:
Разница в размерах между новым и старым кроссовером видна невооружённым глазом. И надо сказать, размер имеет значение. Особенно для катушек, поскольку на маленьких «дохлых» катушках «умирает» уж очень много музыки.
Плата кроссовера была водружена в оклеенный герленом корпус и привинчена к днищу.
После этого осталось припаять провода к динамикам и входным клеммам, вернуть в ящик немного родного звукопоглотителя и собрать акустику. Новые графики выглядят следующим образом:
Видно, что АЧХ стала ровнее, импеданс тоже выглядит симпатичнее.
В звуке также произошли серьёзные изменения. Баса, понятно, не прибавилось, зато тональный баланс стал значительно ровнее, мидбас насыщеннее, а середина яснее. Высокие частоты заиграли прозрачнее. Собственно, ради этого всё и затевалось, поэтому результат был ожидаем.
Друг остался доволен звуком, а значит и я тоже. Это ещё раз показало, что главное в акустике это динамики. Если, конечно, она собрана из качественных деталек, соединённых правильным образом :).
Здесь можно посмотреть PDF-ки моделирования СТАРОГО и НОВОГО кроссоверов.